Документ, регламентирующий правила проведения инвентаризации
Отчет об инвентаризации источников выбросов
Требования в области охраны атмосферного воздуха. Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет при отсутствии изменений в производственной деятельности
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (далее - инвентаризация) является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов.
Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности.
Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы, определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ.
При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч., и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.
В процессе технологического производства появляются разного рода выбросы в атмосферу. Их типы и объемы задаются его масштабом и спецификой предприятия.
Инвентаризация выбросов — важное мероприятие на производстве, которое проводится в рамках программы охраны окружающей среды. В его процессе уточняются данные о видах загрязняющих выбросов, классе опасности и других параметров, которые регистрируются в специальном перечне объектов и производств, выделяющих эти выбросы.
При инвентаризации источников выбросов происходит описание:
Промышленных объектов, которые выбрасывают загрязняющие вещества в атмосферу;
Их параметров — расположения, занимаемой площади, высоты;
Количества видов загрязняющих веществ, оказывающих вредное воздействие на атмосферу, определяется их соответствие ПДК (предельно допустимой концентрации);
Их объемов, интенсивности и состава;
Количества выпада вредных веществ на поверхность прилегающей территории в районе самого объекта, санитарно-защитной зоны и ближайших селитебных объектов;
Количества общих выбросов от зарегистрированных в производстве источников и других косвенных объектов по отдельности и в целом по территории предприятия;
Возможных масштабов незапланированных аварийных и залповых выбросов;
По итогам проведенной инвентаризации предприятию выдается отчет, который впоследствии используется, чтобы разработать Проект ПДВ и получить разрешение на выброс.
Отчет об инвентаризации источников выбросов.
Документ, регламентирующий правила проведения инвентаризации
В соответствии с Федеральным законом № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Статья 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников
ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ — см. предыдущую редакцию).
Закон N 122-ФЗ
Закон N 242-ФЗ
2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
Статья 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
1. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
- внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:
- выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
- немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
Закон № 309-ФЗ:
- предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
- соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).
2. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ необходимо проводить 1 раз в 7 лет (Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2017 № 841 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000 г. № 183") перед разработкой проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ).
Для проведения инвентаризации неорганизованных источников выбросов необходим выезд на промышленную площадку инженера-эколога. Инвентаризация организованных выбросов проводится с участием аккредитованной лаборатории.
Отчет об инвентаризации источников выбросов
Содержание отчета по инвентаризации включает следующие разделы:
- титульный лист;
- сведения о разработчике и список исполнителей;
- реферат;
- содержание;
- введение;
- общие сведения о предприятии;
- краткое описание технологического процесса (с учетом его нестационарности);
- характеристика ПГУ и оценка его эффективности;
- описание проведенных работ по инвентаризации с указанием нормативно- методических документов и перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения выбросов;
- Приложение 1. Карта-схема территории предприятия;
- Приложение 2. Характеристика источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ, показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию (Форма №1-воздух);
- Приложение 3. Результаты определения выбросов расчетным методом;
- Приложение 4. Результаты инструментального анализа выбросов;
- Данные о типах, основных характеристиках установленного оборудования и чистом времени его работы в виде справки за подписью главного механика предприятия;
- Сведения о количестве, марках транспортных средств, стоящих на балансе предприятия, маршрутах рейсирования по территории предприятия, местах стоянок в виде справки за подписью уполномоченного руководителя;
- Информацию о количестве, марках, часах и режиме работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, используемых для доставки сырья и вывоза продукции;
- Характеристики неорганизованных источниках выброса загрязняющих веществ, их размер и местоположение;
- Приложение 5. Таблица «Режимы ИЗА и его временные характеристики»;
- Приложение 6. Таблица учета нестационарности выбросов;
- Приложение 7. Копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории.
- Согласование «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия»
Отчет по инвентаризации должен быть согласован в установленном порядке Департаментом Росприроднадзора по ЮФО.